Федеральные государственные образовательные стандарты | Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования |
Информация об образовательных стандартах | Информация об образовательных стандартах |
Копии или ссылки на соответствующие документы на сайте Министерства образования и науки РФ | Документы Министерства просвещения РФ: дошкольное образование Документы Министерства просвещения РФ: дополнительное образование |
Образовательные стандарты в организациях дополнительного образования детей (учреждениях) не предусмотрены
- Документы Министерства просвещения РФ: дополнительное образование
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Профессиональный стандарт педагога
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения.
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством и представляет собой совокупность трех систем требований – к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации, которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.
Согласно новым требованиям обучения, конечной целью учебного процесса должно стать не просто формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, а полноценное развитие активно мыслящей высоконравственной личности ребенка.
Интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований.
При введении ФГОС роль дополнительного образования возрастает, так как
- Во-первых, дополнительное образование изначально ориентировано на развитие личности ребенка и, в частности, на раскрытие таких качеств, как инициативность, самовыражение, креативность и гибкость мышления, способность к нестандартным решениям, творческих возможностей.
- Во-вторых, учреждения дополнительного образования имеют кадровые, материальные, учебно-методические ресурсы для развития личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС.
- В-третьих, достаточно сложно образовательным учреждениям общего образования организовать в короткие сроки внеурочную деятельность, отвечающую всем требованиям ФГОС и не уступающую при этом качественным образовательным показателям таким учреждениям дополнительного образования.
В настоящее время дополнительное образование детей рассматривается как неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для интеллектуального, духовного, физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей, как одно из приоритетных направлений образовательной политики современной России.
Значимость дополнительного образования детей состоит в том, что оно создает условия для развития творческого потенциала каждого воспитанника, позволяет формировать у ребенка навыки адаптации к современному обществу, предоставляет возможности для самоопределения и самореализации учащихся.
Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств, стимулирующее процессы личностного саморазвития. Система дополнительного образования — это не предлагаемая ребенку готовая социально-культурная среда, а созданная им самим вариативная, опирающаяся на его собственные рефлексивные возможности социально-культурная среда. И это особенно важно в условиях внедрения ФГОС.
Одно из принципиальных отличий ФГОС-2 в сравнении со стандартами первого поколения состоит в том, что Стандарт впервые уделяет особое внимание внеурочной деятельности школьников, определяет пространство и время для ее организации. По сути дела дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности
Дополнительное образование выполняет еще одну важную задачу — расширяет культурное пространство школы. Это важно потому, что в основном образовании явно не достает времени на обстоятельное знакомство учащихся с национальной и мировой культурой.